Личное самообразование учителя и ориентация уча щихся в коллективном обучении с применением разл ичных проектов


Муллашев Д.А. Учитель Информатики школы-гимназии №23 город Алматы

С развитием социального общества меняются ценностные ориентации человека, что заметно на протяжении последних десятилетий. Самой главной ценностью, на мой взгляд, стала считаться свободная, образованная и развитая личность, которая может спокойно уживаться в современном постоянно меняющемся мире.

Существующий принцип «образования через всю жизнь» достигается при личностно-ориентированном походе к воспитанию школьника, когда учитываются его возможности и интересы. Чтобы увлечь ученика учебой используются следующие образовательные технологии:

обучение в сотрудничестве (совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.);

метод проектов (способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом);

языковой портфель (пакет документов, в котором его обладатель фиксирует свои достижения и опыт в овладении изучаемым языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненным их за время обучения работ, свидетельствующих о его успехах в изучаемом языке (языках));

информационные (внедрение в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть);

здоровьесберегающие технологии (сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся);

технология использования в обучении игровых методов (форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности);

технология интерактивного обучения (обучение, погруженное в общение).

Темой моего самообразования был выбран метод проектов, хотя на уроках применяю практически все образовательные технологии, описанные выше.

Метод проектов появился в США во второй половине 19 века. Советские педагоги обратили на него внимание в 20-х годах XX века. Продвигали этот метод в Казахстане Е.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун, Е.В. Шевчук. Они считали метод проектов единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.

На уроках информатики метод проектов применять очень удобно. Усвоение теоретических знаний осуществляется как раз через выполнение проектов, во время выполнения которых учащиеся самостоятельно конструируют свои знания и ориентируются в информационном пространстве. Чтобы разработать какой-либо проект, учащемуся необходимо детально разработать проблему, поставленную перед ним. Во время решения проблемы используются различные методы и средства обучения, а так же применяются знания и умения из различных сфер науки, техники и творческих областей.

Цели и задачи проектной деятельности:

проверка знаний и умений по пройденному материалу;

формирование информационной картины мира;

возможность работы с ПК и периферийными устройствами;

развитие умений поиска и обработки информации;

развитие самостоятельности и ответственности;

развитие исследовательских умений;

развитие способности анализировать и искать решения;

формирование способности работать в коллективе.

Если выпускник приобретает все вышеперечисленные навыки и умения, он выходит из стен школы более приспособленным к современной жизни, у него вырабатывается способность адаптироваться к изменяющимся условиям, работать в различных коллективах.

Выбор темы проекта, в основном, лежит на самих учениках, исходя из собственных интересов. В других случаях тему предлагает учитель с учетом учебной ситуации и интересов и способностей учащихся.

Учителю необходимо ознакомить детей с этапами разработки и проведения проекта, а также:

сформулировать проблему;

уточнить цели и задачи проекта;

структурировать проект;

помочь в выборе условий для реализации учебного проекта;

оценить результаты проектной деятельности учащихся (предварительно ознакомив учеников с критериями оценки).

Критерии оценок проектных работ

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов.

Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте)

Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта

Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему

Привлечение знаний из других областей

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

Опыт применения

3,4 классы — работы в простейших графических редакторах. У учащихся формируются навыки работы с программным обеспечением, клавиатурой, мышью. Способствует развитию творчества и логического мышления. Повышается эстетическое воспитание. Одним из проектов является итоговая работа по теме «Рождественская открытка»

8 классы — работы в текстовых редакторах. У учащихся закрепляются навыки набора и редактирования текста, формируется навык построения схем и таблиц в тестовом редакторе. Пример выполняемого проекта — «Генеалогическое древо моей семьи».

9 классы. Проекты, которые создаются в 9 классах и старшей школе отличаются большей долей самостоятельности. Дети самостоятельно продумывают многие темы, подбирают информацию, разрабатывают структуру проекта. Основная работа над проектами осуществляется дома и на элективных курсах.

работа в электронных таблицах (проект «Геометрическое решение уравнений в электронных таблицах»). Формируется межпредметная связь, развивается теоретическое, творческое мышление, а также операционное мышление, навыки работы на компьютере, умение оценивать результаты выполненных действий.

работа в тестовых редакторах. (проект «Школьная газета»). Создается газетный лист, в котором отражаются события школьной жизни. Размещенная на листе информация состоит из нескольких разноплановых статей, но все они должны объединены одной темой — школа, обучение, образование. У учащихся закрепляются навыки набора и редактирования текста. Проявляются интеллектуальные способности, способности к самообразованию и самоорганизации.

«Создание сайта класса». В данном проекте могут применяться все существующие у ученика умения и навыки. Осваиваются приемы создания Web-страниц и Web-сайтов на языке HTML, повышается компетентность в области компьютерного проектирования.

10 классы. проекты «Мультимедийная энциклопедия», «Мультимедийная презентация». Выбирается тема из школьных предметов, тем самым устанавливается межпредметная связь. В мультимедийный проект добавляется звуковая, текстовая, графическая информация. Данные проекты являются самыми актуальными в современном обществе, т.к. презентации используют при выступлениях на конференциях, для рекламы товаров на выставках, в бизнесе, чтобы ярче донести информацию до своих потенциальных клиентов, заинтересовать их. Лучшие проекты участвуют в ежегодной научно-практической конференции, где членами жюри выбирается призовая работа.

11 классы. Огромное внимание в выпускных классах отделяется такому разделу, как программирование. Во время выполнения проектов развивается логическое мышление, памяти, формируются творческие способности, развивается умение выделять главное и преодолевать трудности. Примеры тем проектов: «Электронный психологический тест», «Словарь», «Решение уравнений различными методами».

В заключении хотелось бы отметить, что метод проектов позволяет применять все виды учебной деятельности: различные типы уроков, лекционное изложение материала, практическая работа, консультации (вводные учебные консультации перед началом проектной работы с целью мобилизовать их на активную творческую деятельность и индивидуальные консультации в ходе работы, как с учителем, так и с одноклассниками), самостоятельные занятия учащихся, ученическая конференция (заключительная конференция по итогам работы учеников с целью подведения итогов и анализа проектной деятельности учащихся).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s