САМОРАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ


Педагогическое самообразование учителя

САМОРАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Муллашев Д.А. Учитель Информатики школы-гимназии №23 город Алматы

Проблема саморазвития методологической культуры учителя чрезвычайно сложна и многогранна.
Вначале уточним, что следует понимать под методологической культурой учителя.
Методологическая культура учителя — это интег­ральная характеристика степени его овладения современ­ными методологическими знаниями, исследовательскими умениями и способностями по применению научных прин­ципов, методов и средств педагогического исследования.
Как следует из определения, методологическая культу­ра учителя — это не результат одного дня работы или ка­ких-то кратковременных усилий, а непрерывная, длительная работа над собой.
Поскольку далее речь пойдет о саморазвитии методо­логической культуры учителя, то для целей самопознания важно дать самооценку того начального уровня методологи­ческой культуры, на котором вы находитесь. Для этого вам предлагается использовать анкету-тест на самооценку методологической культуры учителя.
При проектиро­вании и проведении педагогического эксперимента следует помнить, что экспериментальная работа всегда имеет долю риска. Поэтому всегда необходимо помнить, что до проведения педагогического эксперимента следует мыс­ленно проиграть все возможные его варианты с тем, чтобы свести к минимуму педагогический риск.
В современных условиях, когда экспериментально-ис­следовательской работой стали активно заниматься значи­тельное число учителей, очень важно, чтобы материалы, от­ражающие исходные концептуальные идеи, рабочие гипоте­зы, цели, задачи эксперимента, да и сам дидактический ма­териал, методики, педагогические технологии прошли предварительную экспертизу. В качестве коллективного эксперта могут быть приглашены наиболее опытные и прогрес­сивно мыслящие учителя-коллеги, педагогическо­го вуза или института повышения квалификации педагоги­ческих кадров.
Если педагог впервые приступает к экспериментально -исследовательской деятельности, то, для него представляет определенную трудность правильно сформулировать проблему, выделить объект и определить предмет исследования, сформулировать цель экс­перимента, рабочую гипотезу, определить задачи и выбрать соответствующие данному эксперименту методы и средства педагогической диагностики.
Итак, как сформулировать проблему? В чем ее суть? Чтобы сформулировать проблему, следует уточнить суть противоречия, так как любая проблема формулируется на основе уже выявленного противоречия. А противоречие — это рассогласование чего-то с чем-то. Слово «проблема» часто отождествляется с «задачей».

Объект исследования — это та достаточно широкая область научной деятельности, в рамках которой ведется исследование.

Объект — это то, что будет глубоко и все­сторонне изучаться исследователем.
В качестве объекта педагогического исследования мо­жет быть выбран, например, целостный учебно-воспитатель­ный процесс или обучение какому-либо конкретному пред­мету (система внеклассной работы или факультативные за­нятия в школе и т.д.).
Предмет исследования — это конкретно взятая сто­рона, часть объекта, которая исследуется наиболее глубоко и тщательно. Так, если объектом исследования выбран учебно-воспитательный процесс, то в качестве предмета может быть его содержание или, например, методы, стимулирующие твор­ческую деятельность учащихся.

После того, как вы выделили то, что является объек­том и предметом вашего исследования, уточните цель иссле­дования. Формулировка цели обычно начинается со слов: определить, обосновать, создать, выявить, проверить и т.д. Обозначая цель исследования, вы, как правило, должны ответить на вопрос: «Чего вы хотите достичь в результате экспериментально-исследовательской работы?»

Конкретизация целей экспериментально-исследователь­ской деятельности. При определении целей эксперименталь­но-исследовательской деятельности часто допускается ряд типичных ошибок.

Иногда цели подменяются общими функциями шко­лы, которые заключаются в создании условий для формиро­вания знаний, умений, всестороннего развития творческих коммуникативных и других личностных качеств.

Цель педагогического эксперимента — это конкрет­ный, качественно и количественно охарактеризованный, наи­более вероятный ожидаемый результат, который планирует­ся достичь к определенному моменту времени. Для самокон­троля правильности формулировки цели педагогического экс­перимента необходимо иметь в виду, что она (цель) должна соответствовать следующим семи критериям:

1) четкости формулировки;

2) полноте признаков ожидаемого конечного результата;

3) контролированное, то есть возможности оценить, сравнить с некоторым эталоном;

4) реальности достижения;

5) связи с проблемой, концептуально значимой идеей, гипотезой исследования;

6) временной определенности и ограниченности;

7) прогностичности, то есть она должна отвечать на вопрос: не что нужно сделать, а чего следует достичь?

Гипотеза эксперимента — это лаконично, ясно сфор­мулированное предположение о причинно-следственных свя­зях явлений, процессов, достоверность которых можно про­верить не иначе как экспериментально. Следует помнить, что гипотеза всегда содержит в себе вероятностное знание, нуждающееся в экспериментальной проверке. Гипотеза должна быть непротиворе­чивой, экспериментально проверяемой, эвристичной, то есть обладающей информационной новизной, предсказательно-объясняющей.

Чтобы проверить правильность формулировки выдви­гаемой вами гипотезы, необходимо иметь в виду, что она должна отвечать следующим требованиям-критериям:

1. Концептуальности -гипотеза должна развивать ранее существующую педагогическую концепцию или быть основой для разработки новой педагогической теории.
2. Новизне- гипотеза должна отражать новую для педагогической теории и педагогической практики идею.
3. Проверяемости — гипотезу необходимо сформули­ровать так, чтобы ее можно было экспериментально прове­рить.

4. Практической значимости — гипотеза, будучи ре­ализована на практике, должна позитивно и существенно влиять на педагогическую практику, то есть повышать эф­фективность и качество учебно-воспитательного процесса.

5. Объяснительности и доказательности — гипоте­за должна объяснять и доказывать некоторую совокупность ранее не объясненных, недоказанных фактов, явлений.

Формулировка задач исследования — это разбивка проблемы с учетом целей и гипотезы эксперимента на ряд взаимосвязанных задач, из которых некоторые могут быть решены теоретически, другие — экспериментально, третьи — на основе осмысления и обобщения результатов экспери­мента. Например:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам стимулирования учебно-творчес­кой деятельности учащихся в процессе решения творческих задач по естественному циклу предметов.

2. Отобрать и структурировать педагогические приемы и правила в виде эвристических предписаний для учащихся.

3. Проверить экспериментально эффективность приме­нения эвристических предписаний для решения определенно­го класса творческих задач в обучении физике, химии, био­логии в старших классах.

4. Проанализировать и обобщить результаты экспери­ментально-исследовательской работы.

Этапы экспериментально-исследовательской деятельности. Следует иметь в виду, что процесс исследователь­ской деятельности, — чаще всего с учетом решаемых задач разделяется на ряд этапов.

I этап — как правило, этап теоретического изучения исследуемой проблемы и проведения, если это соответствует логике исследования, отдельных кратковременных поиско­вых и педагогических экспериментов.

II этап — проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики — проведения, как это принято говорить у пе­дагогов-исследователей, «срезов» с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений, особенно на начальном и конеч­ном этапе педагогического эксперимента.

III этап — обработка материалов педагогического экс­перимента, теоретическое осмысление и обобщение его ре­зультатов, написание статей и выступления по итогам экспе­риментально-исследовательской работы на научных семина­рах, конференциях с целью обсуждения полученных резуль­татов.

IV этап — более широкое внедрение полученных ре­зультатов в педагогическую практику.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s