Тема: «Эффективные приемы используемые на уроках в начальной школе»


Г.О.Божбанбаева

А.Д.Неметова

В.А.Герасимова

Добрый день, уважаемые коллеги! Вас приветствуют учителя КГУ «Школа-гимназия№9 имени Некрасова» Божбанбаева Г.О.,Неметова Алия Дауреновна и Герасимова Валентина Александровна. Мы рада приветствовать вас на своём мастер – классе

« Подари тепло другу»

Коллеги,повернитесь лицом друг к другу ,возьмитесь,пожалуйста, за руки, закройте глаза, подумайте о хорошем, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь скажите несколько хороших, добрых слов своим товарищам, чтобы ладошки потеплели еще больше…». Молодцы !Пусть тепло ваших рук, согреет ваши сердца и души, чтобы, вы всегда были добрыми, отзывчивыми, дружными людьми. Если вы будете такими, у вас обязательно будет крепкое здоровье, а я вам желаю хорошего настроения на весь день

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Концептуальной идеей построения технологии обучения по стандартам нового поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Уважаемые коллеги !Исходя из моего вступительного слова, предположите, пожалуйста, тему сегодняшнего мастер-класса. Тема моего мастер – класса «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
  • Дать представление о классификации рефлексии
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса

Уважаемые коллеги, представьте ,что наступила весна, греет солнышко, появились красивые, маленькие, нежные бабочки.. Выберите одну и посадите, пожалуйста, на свою ладонь и послушайте легенду.:

Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

— как вы считаете,коллеги, что ответил мудрец?

Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

Сегодня и я в ваших руках, как эта бабочка, если вам понравится мой мастер- класс и вам пригодятся знания о методах, приёмах, способах проведения рефлексии среди учащихся на уроках — это для меня будет значить, что мои труды не напрасны. –

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи соответствующего смайлика (НА СТОЛАХ) Спасибо!

Итак, что же такое рефлексия?

Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

-При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

-Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

-В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

-Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

— Она помогает ученикам сформулировать получаемыерезультаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

-Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией

-При взаимодействии с учащимся используется, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) Физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки — почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);

Традиционно различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

-Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

-Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

-Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности.

3. Рефлексия содержания учебного материала.

-Приемы рефлексии эмоционального состояния.

1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

-Можно использовать множество других приёмов. Например, «Солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось.

-Или, «Радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» — грустно и так далее.

Рефлексия деятельности.

-Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

-Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

-Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

-Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

— В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.(ФОТО)

-Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

— А сейчас, уважаемые коллеги, разрешите мне игостям вновь узнать в каком настроении вы сейчас находитесь? Спасибо!

Я предлагаю вам объединиться в группы для дальнейшей работы.

— Для того, чтобы вы смогли, как настоящие открыватели, сказать цель нашей следующей задачи, предлагаю вам послушать небольшой фрагмент детской песни. (Дважды два четыре).

— О чём пелось в песне?

— О каком арифметическом действии пойдёт речь? (Умножение)

— Какие слова в песни подсказали вам?

— Понятие умножение знакомо вам или для вас это новый термин?

— Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение)

— Как найти неизвестный множитель? (М=ПР:М)

— Каким ещё арифметическим действием мы можем заменить умножение?

— На экране написаны два столбика математических выражений.

— Найдите те выражения, которые нельзя заменить умножением.

6+6+6+6 9+9+9

7+7+7+7-7 23+23+23+23

2+2+2+2 5+5

4-4-4-4-4 10+10+10+10

-коллеги, у кого вызвало затруднение это задание? Спасибо!

— У вас на столе лежат карточки с заданием.

— Вам необходимо заполнить таблицу неизвестным множителем или произведением.

— Приступаем к работе.

— Проверяем.

Множитель 4 6 1 7 4
Множитель 2 2 0
Произведение 10 12 5 16

— У кого возникли трудности?

— Кто задавал себе высокий уровень и справился с поставленной задачей?

Покажите это с помощью лестницы успеха (ЛЕСТНИЦА УСПЕХА -поставьте V на своей ступеньке____ВСЕМ)

_А сейчас я научу вас умножать на 9 с помощью пальцев(ВИДЕО—СПРОСИТЬ затем ТУ)

-Коллеги, часто ли вы применяете в своей жизни знания, связанные с умножением?

Итак, коллеги ,исходя из функций рефлексии точнее — рефлексии настроения и эмоционального состояния мне бы хотелось узнать

-какое настроение вызвало у вас данное математическое задание?(смай..)

рефлексия деятельности

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Это рефлексия деятельности по теме сегодняшнего мастер-класса.

  • Составить Синквейн «Рефлексия»
  • рефлексия содержания учебного материала
  • заполнить «Реф.экран» (ОЗВУЧИТЬ ПО ГРУППАМ)

( предлагаю оценить мою работу.) Перед вами яркая, солнечная полянка, но на ней не хватает бабочек.

— Если вы считаете ,что тема Мастер – класса актуальна и вы будете применять рефлексию в своей работе, отпустите своих бабочек, пусть они прилетят на полянку. Спасибо!_

Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений и еще…

Удачи, счастья, нежных слов,
И в сердце − чувств прекрасных,

Нежнее шелка лепестков,
Светлей, чем полдень ясный!

Согрет пусть будет каждый миг
Любовью тех, кто рядом.
Чтоб на чудесный этот миг
Смотреть счастливым взглядом!

Спасибо за внимание!

СЕМИНАР Божбанбаева, Герасимова, Неметова.docx

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s