Национально-освободительные движения в Казахста не


Министерство Образования и науки Республики Казахстан
осш.№3 имени Улугбека
Преподаватель: Тойчиева З.С.

Тема урока:Национально-освободительные движения в Казахстане.

Цель урока:

Активизировать познавательный интерес к истории своей страны, воспитание любви, уважение к историческому прошлому казахского народа; воспитание в духе патриотизма; совершенствование навыков умственной деятельности.

Формы и методы:

Индивидуальная, фронтальная; словесный, наглядный, проблемно- поисковый.

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Очень долгое время наша Родина была колониальной страной. Благодаря усилиям народа и нашего президента в сегодняшний день мы являемся независимым, суверенным государством. Тема нашего урока «Национально- освободительные движения в Казахстане.» Урок хочу начать словами нашего лидера страны: «Много раз казахи стояли на грани гибели. Но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен» Н.А.Назарбаев

Этапы урока: 1.Блиц- опрос: «Байга» 2.Тематический конкурс. 3.Личности. 4.Соотношение событий. 5.Полиглот. 6.Тестовые задания. 7.Цитаты. 8.Игра «мозаика»

Блиц- опрос: «Байга» I группа 1. Когда образовалось Джунгарское ханство?

2. Что такое империя?

3. Когда была Аныракайская битва?

4. Что такое «джут»?

5. Кто такие казаки?

6. Основные причины присоединения Казахстана к России?

7. Кто такой «крепостной крестьянин»?

8. Расскажите о С.Койдагулулы и К.Коштайулы.

9. Кто такие башкиры?

10. Какое имперское наместничество создается после разгрома джунгарского ханства?

11. Кто такие «манапы»?

12. Когда было «Движение Невидимка»?

13. Что такое «марионетка»?

14. Когда было восстание под руководством С.Датулы?

15. По чьей просьбе была начата зимняя торговля в Петропавловске?(1759)

16. С чьим именем связано первые попытки изучения Казахстана Россией?

17. Кто такие акыны?

18. Советник Абылайхана?

19. Кто собрал очень много фольклорных произведений?

20. Какихбиев вы знаете?

21. Когда было образовано Бокеевское ханство?

22. Второе название Бокеевской Орды?

23. Какие награды были у Жангира?

24.Где и когда был расположен город Бозок?

25.Что такое тальник?

IIгруппа

1. Кто такой хунтайши ?

2. Какую песню создали казахи в годы Великого бедствия?

3. Что такое сепаратизм?

4. Когда было Буландинское сражение?

5. Что такое «ясак»?

6. Кто такой Тевкелев?

7. Какой хан принял Российское подданство в 1740 году?

8. Кто такие «ногайцы»?

9. Под каким именем скрывался Абылай?

10. Что такое «шежире»?

11. Когда было восстание Е.Пугачева?

12. Кого с детства называли «бала бием»?

13. Какова была политика Игельстрома?

14. Как назывался «Меновый двор » и где он находился?

15. Сколько стоили рабы на Ирбитской ярмарке?

16. «Колумб Оренбургского края »

17. Что такое аманат?

18. Кто такие «ясаулы»?

19. Какое преступление приравнивалось к убийству?

20. Что по закону категорически запрещалось в казахском обществе?

21. Как наказывали детей , оскорбивших своих родителей?

22. Какие языки знал Жангир?

23. Сколько лет правил Жангир в Бокеевской Орде?

24. Когда началась Отечественная война России против Наполеона?

25.Кто составил «Устав об Оренбургских киргизах»?

IIIгруппа

1.Что такое «алгадай»?

2. «Годы Великого бедствия»?

3. Перечислите имена батыров Джунгарской войны?

4. Когда и кем началось присоединение Казахстана к России?

5. Когда был «Пыльный поход»?

6. Что такое оппозиция?

7. Что было в Майтобе 1731году?

8. Кому было назначено жалованье в размере 600руб.?

9. Годы жизни Абылая?

10. Кто такой «богдыхан»?

11. Из какого рода происходил С.Датулы ?

12. Что такое манифест?

13. Кто такой старшина?

14. «Киргизы не очень искусны в торгу….Кому принадлежат эти слова?

15. Кто составил первый русско-казахский словарь?

16. Что такое тракт?

17. Что такое толмач?

18. Что такое жоктау?

19. Какая женщина приговаривалась к смертной казне?

20. В каких случаях барымтачи превращались в воров?

21. У кого забирали всё имущество?

22. Кому передалась власть после смерти Бокея?

23. Одна из мощных опор Жангира в управлении государством?

24. Внутренняя Орда стала крупным поставщиком чего?

25. Что такое тамырство?

Тематический конкурс

К. Касымулы.

1.Годы восстания:1837-1847

2.Характеристика Кенесары: Кенесары родился в 1802 году. Он внук Абылай хана, народный герой, полководец, дипломат, хозяйственный деятель. Он меткий стрелок, с ранних лет научился верховой езде и меткой стрельбе. Был прекрасным охотником, по характеру отличался справедливостью, обладал организаторским и полководческим талантом. Он говорил мало и держался с большим благородством. Отличался гостеприимством.

3.Причины восстания: Отмена ханской власти в среднем и младшем жузах. Началось вводится ясак, кибиточная подать и дорожные повинности. Казачьи отряды неоднократно совершали набеги на казахские аулы. Они приносили разорение и многочисленные бедствия для номадов.

4.Цели: Сохранение независимости земель, не вошедших в состав России.

5.Место восстания: Охватило территории всех трех жузов.

6.Участники восстания: Кочевники, а также старшины, бии, батыры, и даже султаны. В числе предводителей отрядов были известные народные батыры из трех жузов.

7.Политика хана с 1841 года: С 1841 года Кенесары был избран ханом трех жузов. Он создает единое централизованное государство. При нем функционировал Совет. Управление ханством кенесары осуществлял через доверенных лиц- есаулов. он создал регулярную армию. В армии устанавил строгую дисциплину. За измену и сон на посту хан карал смертной казнью. Внедрил налоги ушур, зякет

8.Причины поражения : Слабо вооруженные отряды Кенесары не смогли противостоят хорошо подготовленным и регулярным частям Россиии. Кенесары попытался действовать на нескольких фронтах: против России, киргизских манапов, Кокандского ханства. Среди султанов не было единства.

9.Историческое значение: В условиях отмены ханской власти ему удалось объединить все три жуза и восстановить казахскую государственность. На примере жизни и деятельности хана Кенесары было воспитано не одно поколение казахских героев и батыров.

С. Датулы.

1. Годы восстания: 1783-1797года

2. Характеристика лидеру восстания: Он происходил из рода байбакты, входившего в крупное объединение Младшего жузабайулы. Участник Пугачевского восстания. Славился как оратор и бий. С детских лет он был прозван «Бала бием». Лидер восстания отличался личной отвагой и имел сильный характер. Среди современников славился как искусный наездник.

3.Причины восстания: После подавление крестьянского восстания под предводительством Пугачева царизм усилил колониальный натиск на кочевые общины младшего жуза. Ханская семья по-своему усмотрению распределяло пастбищные угодья и собранные налоги. Нуралы стал марионеткой в руках царского правительства. Он ежегодно получал жалование от России.

4.Цели восстания: Остановить земельный захват царское правительство. Прекратить произвол султанов, хана и их окружения.

5.Место восстания: В младшем жузе.

6.Участники восстания: Кочевники, старшины, бии и батыры.

7.Какова политика Игельстрома : Он хотел ликвидировать ханскую власть в младшем жузе.

8.Причины поражения: Сырым выступал против двух сил:1.против царского правительства; 2. против султанско-ханской группировки. Значительная часть старшин отказалась принять участие в востании.

9.Историческое значение: Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки: 1801 году была создана Внутренняя Орда. Казахом разрешили кочевать на правобережье Урала.

И.Тайманулы и М.Отемисулы

1. Годы восстания: 1836-1837 года.

2. Характеристика лидеру восстания: Оба лидера были выходцами из рода берш, отделение жаик. Исатай родился в 1791 году. В возрасте 21 года он был назначен старшиной отделения рода жаик и пользовался огромным уважением и авторитетом среди своих соплеменников. Махамбет родился в 1804 году он владел татарским и русскими языками. Некоторое время жил в городе Оренбурге. Махамбет был знаком с русским писателем В.И.Далем и путешественником Г.С.Карелиным.

3.Причины восстания: Была земельная теснота. Пастбища были поделены между богатыми семьями, ближайшим окружением хана Жангира. Рядовые скотоводы находились на субаренде. Царское правительство практически не вмешивалось фискальную систему разработанную ханом.

4.Цели восстания: Восстание носило антиколониальный характер. Цель восставших: разоблачение политики Жангира и его окружения. Хана и его окружение народ рассматривал как представитель царской администрации.

5.Место восстания: В Бокеевской Орде.

6.Участники восстания: Движущими силами были рядовые скотоводы. Под знамя восставших стал и ряд старшин. Султаны заняли выжидательную позицию.

7.Причины поражения: Генерал-губернатор края направил несколько карательных отрядов для подавлении восстания.

8.Историческое значение: Потерпело поражение, но имел положительный результат установлен предел ежегодному росту налогов. Царское правительство стало считаться с мнением старшин.

Исторические личности.

Задание: определите, какой личности соответствует описание.

1.Восстание в Казахстане началось под влиянием его манифестов. В своих обращениях лидер восстания обещал казахам землю , воду, хлеб , оружие. А также не препятствовать им жить согласно своим традиционным обычаям и религиозным верованиям. Взамен просил оказать военную помощь. (Пугачев)

2.Сержант шведской артиллерии, который попал плен к русским. В1715 году попал в плен к джунгарам.(Ренат)

3.В фольклорных источниках сохранились сведения о том ,что на его асе (поминках ) было забито 2000 лошадей и 2500 овец. Это было знаком глубокого уважения народа к своему вождю. (С.Датулы)

4.Тесные отношения поддерживал он с ученым -путешественником Г.С.Карелиным. (М.Отемисулы)

5. Коншин :»Это был выдающийся во всех отношениях человек, стоявший много выше своих сподвижников.» (К.Касымулы)

6.»Хан не оставлял ни одного намаза и пять раз в день посещал с султанами мечеть , в которой во время поста Рамазан и ночевал. (Жангир хан)

7 «…. ни один киргизский хан не имел такой неограниченной власти как он, он … первым предоставил своему произволу смертную казнь … усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов.» «…он умел смотря по обстоятельствам ,казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому.» (Абылай)

8.Левшин писал :»Он успокоил их после гибельных междоусобий, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими , он убедил всех умом и справедливостью.» (Таукехан)

Соотношение событий.

1. Образование Бокеевского ханства 1801

2.»Пыльный поход“ 1771

3.»Движение Невидимка“ 1776

4.»Годы Великого бедствия“ 1723-1727

5.Анкрагайская битва. 1730

6.Буландинское сражение. 1728

7.Начало присоединения Казахстана к Росси 1731

8.Присоединение среднего жуза к России. 1740

9.Устав о сибирских киргизах. 1822

10.Устав об Оренбургских киргизах. 1824

11.Город Бозок. XI-XIII

12.Восстание И.Тайманулы и М.Утемисулы. 1836-1838

Полиглот. Конкурс терминов.

Задание: Расcкрыть значение данных терминов.

I группа 1.Империя- 2.Хунтайджи- 3.Старшина- 4.Акын- 5.Тальник- 6.Фискальная система- 7.Ногайцы- 8.Курултай- 9.Манапы-

II группа 1.Колония- 2.Джут- 3.Крепостной крестьянин- 4.Жоктау- 5.Пошлина- 6.Устав- 7.Толмач- 8.Казаки- 9.Меновая торговля-

III группа 1.Сепаратизм- 2.Аманат- 3.Ясак- 4.Шежире- 5.Жырау- 6.Волость- 7.Айып- 8. Оппозиция- 9.Кун-

Тест. I вариант 1.»Годы Великого бедствия.» а)1722-1725г б)1723-1727 в)1730-1732 2.Когда началось присоединение Казахстана к России? а)1729 б)1731 в)1740 3.Когда был»Пыльный поход»? а)1731 б)1775 в)1771 4.Когда Джунгарская империя перестала существовать? а)1771 б)1758 в)1731 5.Кому принадлежат эти слова «…Киргиз- кайсацская Орда… всем азиатским странам ключ и врата» ? а)НиколайII б)АлександрI в)ПетрI 6.Когда была Анкрагайская битва? а)1727 б)1730 в)1725 7.Кого царское правительство отправило в 1731 году к Абулхаиру для принятии присяги? а)Паллас П. б)Тевкелев А.И. в)Игельстром О.А. 8.Где находился Меновый двор? а)в Петропавловске б)в Семипалатинске в)в Оренбурге 9.Кто создал «Устав о Сибирских киргизах»? а)Сперанский М.М. б)Коншин Н. в) Игельстром О.А. 10.Кто составил первый русско-казахский словарь? а)Кириллов И.К. б)Рычков П.И. в)Скалон Д.И. 11.Когда было открытие Акмолинского внешнего округа? а)1832 б)1830 в)1694 12.Кто мечтал о том дне когда, на Караоткеле появится столица казахов? а)Шубин Ф.К. б)Броневский С.Б. в)Потанин Г.Н. 13.Кто в ханстве Кенесары занимался судебными, хозяйственными, дипломатическими и военными делами? а)бии б)ясаулы в)султаны 14.Кем был утвержден «Устав об Оренбургских киргизах»? а)ЕкатеринойII б)АлександромI в)Волконским Г.С. 15.Известный русский писатель Даль был знаком а)с Кенесары б)с Махамбетом в)с С.Датулы.

Тест. II вариант 1.Когда было Буландинское сражение? а)1730 б)1728 в)1731 2.Кто является Колумбом Оренбургского края? а)Рычков б)Андреев И.Г. в)Ломоносов М.Ю. 3.Как называется взаимовыгодные хозяйственно -бытовые связи, дружба казахов и русских переселенцев? а)алгадай б)менталитет в)тамырство 4.Кто создал «Устав об Оренбургских киргизах «? а)Эссен П.К. б)Батеньков в)Сперанский М.М 5.Кого по суду биев погребали отдельно от других в сорока саженях от общей могилы и не делали никаких поминок? а)Предателей. б)Убийц . в)самоубийц. 6.Кто из Российских царей издал указ о создании Бокеевской орды? а)Анна Иоановна . б) ПавелI в)ЕкатеринаII 7.Много исторических рассказов было собрано известным фольклористом и поэтом. а)А. Бокейханов. б)Жусуп Копейулы в)Ш.Кудайбердиулы 8.Огромной популярностью у жителей города Акмолы ползовалась библиотека? а)Пушкинская б)Лермонтовская в)Чеховская 9.Как называетсясистема сбора налогов, штрафов и поборов в XIXвеке? а)Субаренда б)Фискальная система в)Ушир 10.Кто правил в Бокеевской орде после смерти хана Бокея? а)Жангирхан б)Шигай хан в)Адил 11.Кто в ханстве Кенесары занимался судебными, хозяйственными, дипломатическими, налоговыми и военными делами? а)бии б)есаулы в)султаны 12.Кенесары сформировал особый отряд из метных стрелков во главе с а)жузбасы б)мингбасы в)мергенбасы 13.Где хранились оружия отрядов Кенесары? а)в»кунакхана» б)в Ханской ставке в)в отдаленных аулах 14.Кто из послов были с дипломатической миссией у Кенесары? а)Перовский б)Игельстром О.А. в)Долгов и Герн 15.Где погиб Кенесары? а)на территории Хивы б)в местности Акбулак в)у озера Иссик-Куль

Цитаты:

задание: прочитав текст, дайте определение.

1.Казахи называли их: «ата жау» (джунгары)

2. «Чтобы выжить степняки были вынуждены питаться даже березовым соком.» Когда это было? (годы Великого Бедствия)

3.»Клич… распространен даже среди сибирских казаков- русских», писал А.Бокейханов. (Абылай)

4.»Все надобное для житейских выгод получают они через торги с Россией». Кому принадлежат эти слова? (Георги)

5.»Если я лгу, да накажет меня бог, да лишит меня на том свете всякого воздаяния за мою веру в него и за все мои добродетели, а на этом- да не увижу добра от моего имущества и детей» (Суд биев –присяга)

6.»Просьбы и жалобы наши никем не принимаются, имущества у нас отнимают … несмотря на то что принимали присягу на верноподданство Государю Императору…» (Обращение Исатая к Перовскому)

Игра «мозаика»

Условия игры:

Каждой группе даны треугольники. Участники группы должны соотнести треугольники по тематике и тогда у них получится мозаика.

За годом год хромали годы, прошло их много с той поры,

Как вольный сын степной свободы, казнен Батыр Кенесары.

Но дух его бунтарской воли, его борьбы кровавый след,

Был маяком киргизской воли до дней свободы, дней побед.

Домашняя задания: Повторить § 20-21. Выучить термины.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s