Имя прилагательное


Амиржанова Р.Б.

Учитель русского языка и литературы

Амангельдинская средняя школа

Енбекшильдерский район

Акмолинская область

Урок в 10 классе

Тема: Имя прилагательное.

Цель: Закрепления и обобщение знаний учащихся по теме. Развитие практических навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи: умений определить разряды, степени сравнения творческих способностей. Развитие логического мышления, сообразительность, культуры речи.

Оборудование: Кодоскоп, картины, тексты, задания по уровням.

Форма урока: Урок – путешествие. Закрепление обобщение пройденной темы.

Технология: Уровневая дифференциация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

А) Рапорт дежурного.

Б) Объявление темы.

В) Определение целей.

II. Всесторонняя проверка знаний.

А) Станция «Теоретическая».

Тест «Морфологический разбор прилагательного» (все группы).

I. Подчеркнуть пункты, которые не относятся к прилагательному.

1. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж, единственного числа, мужского рода).

2. Постоянные признаки.

А) Собственное или нарицательное.

Б) Качественное, относительное или притяжательное.

В) Склонение.

3. Непостоянные признаки:

А) Степень сравнения (у качественных).

Б) Краткая и полная форма (у качественных).

В) Падеж.

Г) Число.

Д) Лицо.

Е) Род.

II. Указать номер правильного ответа:

Имя прилагательное обозначает: 1) предмет; 2) действие; 3) признак.

III. Написать начальную форму имен прилагательных:

Красивого — ;

В страшном — ;

Тоненькую — ;

Робким — ;

IV. Найти в предложении прилагательное и выписать его, сделать морфологический разбор: От яркого солнца все жмурили глаза.

Задание II – уровня.

II. Блиц – опрос.

1. Сколько степеней сравнения?

А) Одна.

Б) Две.

В) Три.

2. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

А) Притяжательные.

Б) Качественные.

В) Качественные, относительные, притяжательные.

3. Сложная превосходная степень образуется с помощью слов?

А) самый, наиболее, наименее.

Б) более.

В) менее.

4. Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов.

А) –ее, -е.

Б) –ше.

В) –ейш, -айш.

5. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

А) –ейш.

Б) –айш.

В) –ее, -е, -ше.

Через кодоскоп проверяется ответы (надеюсь ты выбрал: 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-В, 6-В).

III. Чтобы перейти к следующей станции выполним задание игры «Кто быстрее?».

1 – группа: Подобрать как можно больше прилагательных к данным существительным: песни, яблоко, снег, трава.

2 – группа: Поставить вопрос к прилагательным, определить их род, число.

3 – группа: Выделить окончания прилагательных.

IV. Станция «Практическая».

Образование прилагательных.

I – уровень.

Задание 1 – группы:

Образуй сложные прилагательные:

Светлый-желтый;

Яркий-зеленый;

Бледный-розовый;

Белый-голова;

Сто-лет;

Много-этаж;

Добрый-совесть.

Задание 2 – группы:

От данных прилагательных образуйте прилагательные в сравнительной и превосходной степени:

Трудный-

Прекрасный-

Честный-

Аккуратный-

Близкий-

Яркий-

Задание 3 – группы:

Терминологический диктант (распределить термины по темам: глагол, имя прилагательное, числительное).

Инфинитив, несовершенный, количественные, качественное, изъявительное, порядковое, относительное, составное, сравнительная, наклонение, собирательное, превосходная, притяжательное, прошедшее.

II – уровень. Конкурс грамотеев «Исправь ошибки» (текст проецируется через кодоскоп).

Шел я, значит, в новом пальто по улице Каштановой аллее. В кафе спешил – есть здеся рядом хорошая кафе. Люблю черное кафе, особлибо с пирожным. Захадю, ложу свой вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать. Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу – мама родная! –а вещи- то мой, которые я на окно поклал, сперли! Расстроился я. Теперя уже ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни жевачки.

(Ответ: Шел я как-то в новом пальто по Каштановой аллее. А кафе спешил, есть здесь рядом хорошее кафе. Люблю черный кофе, особенно с пирожным. Захожу, кладу свои вещи на окно и иду к прилавку очередь занимать. А людей немало собралось. Вот уже моя очередь подошла; смотрю – боже мой! –а вещи, которые я на окно положила, украли. Расстроился я. Теперь уже ничего не хочу – ни кофе, ни мороженного, ни жевательной резинки.)

III – уровень.

Задания творческого характера.

1 – группа: Описание птицы по картине «Снегирь».

2 – группа: Озаглавить текст, вставить пропущенные буквы.

Удивительн… это были птицы. Высок… почти с человека ростом, на тонк… стройн… ногах и с гибк… шеями, клюв красны…, длин… и остр….Перья бел…, пушист… как снег. Как красиво смотрятся на фоне голуб… озера! Эти птицы символизируют верность в любви.

Вот они наши, бел… лебеди!

3 – группы: Описание котенка «Барсик».

V. Станция «Сообразительная».

1 – группа: «Угадай по рифме».

2–Задание: По данным рифмующимся прилагательным назовите произведение, его автора, прочитать отрывок наизусть.

… одинокий

… голубом

… далекой

… родном

2, 3 – группа: «Знаешь ли ты сказки?»

Задание: Подбери прилагательные – эпитеты к существительным, которые встречаются в сказках.

Вода, молодец, конь, солнце, девица, лес, ночь.

Подведение итогов, комментирование оценок по оценочным листам.

Мнение уч-ся об уроке.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s