Жаңа сабақтар

Сложноподчинённое предложение с придаточным оп ределительным


Амиржанова Р.Б.

Учитель русского языка и литературы

Амангельдинская средняя школа

Енбекшильдерский район

Акмолинская область

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточным определитель-ным.

Цели урока: повторить основные сведения отгурппах СПП;

закрепить умение определять структуру СПП;

расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания; развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой; развитие устаной речи учащихся;

воспитание чувствапатриотизма, лбюви к человеку;

Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений», раздаточный материал для работы по группам, карточки.

Ход урока:

І. Организационный момент

Поздороваться с учениками; отметить в журнале отсутствующих; объявление темы и цели урока.

ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Работа у доски

Рассказать о видах придаточных предложений (по таблице)

Виды

придаточного

Отвечает на

вопросы

Прикрепляется по главному Примеры
Союзами Союзными словами
Изъяснитель-ное Косвенных падежей Что, чтобы, как, какбудто, ли Что, когда, как,

куда

Я увидел, что на небе радуга.
Определитель-ное Какой? Который, что, где, какой, чей На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел.
Обстоятель-ственные Где? Как? Куда? Откуда? и. т.д. Когда, пока, откуда, будто, чтобы и т.д. Куда, когда,

откуда

Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку.

2. Диктант

Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как потерянная бродит вечерами на мысу. И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. Она уходила туда, гед в медном воздухе дремал Рим.

— Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составтье схемы предложений.

1. [-, (что = ), =].

2. [-=],(чтоб-, прич.об.,= ).

3. [-=],(где=-).

ІІІ. Работа по основной теме урока

1. Осложненное списывание.

Списать, расставить знаки препинания, определить союзом или союзным словом прикрепляется придаточное предложение к главному.

Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, очень многое и многое прощают. Я спустился в ярко освещенное помещение, (какое помещение) где, кроме нас двоих, никого не было. Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Стояла такая ночь(какая ночь?), что в темноте нельзя было различить даже окна.

2. Слово учителя.

— В предыдущем задании все предложения, которые мы записали являются сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными. Из этого следует, что придаточные определительные отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? Они относятся к именам существительным главных предложений и определяют их.

Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, чей, что, когда, где, куда, откуда, и союзов что, чтобы.

Придаточные определительные всегда стоят после контакного существитель-ного, к которому относятся, и следовательно занимают место после главного предложения или в его середине.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Задание 263 стр. 152.

Цивилизованный горожанин привык к благам современной цивилизации, где все большее число функций человека выполняют машины. Весь современный цивилизованный мир переходит к новым поразительным технологиям, которыми являются и интерактивное телевидение, и цифровые системы записи и передачи сигнала, и спутники. Во время отпуска мой брат, который служит офицером в воздушно-десантных войсках, облачается в цивильный костюм и едет отдыхать на Черное море.

2. Работа над текстом «Человек должен быть интеллигентен».

— Прочитайте. Ответьте на вопросы к тексту.

— К кому обращены советы академика?

— Почему темой его обращения к молодежи является интеллигентность?

— Как он определяет интеллигентность?

— В чем отличие интеллигентности от образованности?

— Что необходимо делать, чтобы стать интеллигентным человеком?

— Как интеллигентность связана с культурой?

V. Работа по группам.

Группа І

1. Данные предложения разобрать по членам предложения, распространить определение, заменить его придаточным определительным.

Аромат цветущей сирени наполнял воздух. Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала о невыполненном обещании. Книга рассказывала о исследованных районах.

2. Придаточные предложения заменить обособленным определением.

Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, нам которую реко-мендовали, очень понравилась. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.

ГруппаІІ

1. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

Струи фонтана, которые скрылись на солнце, и бившие в самое небо, освежали воздух. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Луга, на которых еще нескосили сено и сохранившие чудесный аромат, расстилались кругом. Дом, который заканчивали строить,выросший на улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.

2. Составить схемы предложений.

В воздухе уже не чувствовалось той пронизывающей сырости, которая заметна в первую весеннюю пору, когда реки в разливе. Мы по узкой тропинке забрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребали из печек, двигались маленькие фигурки.

Группа ІІІ

1. Заменить приложение придаточным определительным, и наоборот.

Весной 1823года А.С.Грибоедову, который служил чиновником по дипломати-ческой части, разрешили приехать из Персии в Россию. Для итальянца Растрелли, известного архитектора, Россия стала воторой родиной. Архимед, который был величайшим математиком и физиком древности, жил в Греций. Софье Кова-левской, которая была первой в мире женщиной-математиком, не разрешили преподавать в университетах России.

2. Составить схемы предложений.

У него была мать, которую он страстно любил и сестра, которую надо было вывести в люди. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту и выехали в лощину, где дожидались казаки. Дом, в которым нет книг, подобен телу, которое лишено души. Она убежала в комнату, где пошла вся ее жизнь, села за свой столик, на котором стояли ее детские игрушки и заплакала.

Проверка работ.

От каждой группы выступает один человек.

VІ. Итоги урока.

— Какие основные группы СПП вы знаете?

— Как различить союз и союзное слово?

— При помощи чего придаточное определительное присоединяется к главному предложению?

VІІ. Домашнее задание

1. На основе данного простого предложения составить сложные предложения по данным схемам.

Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черемухи.

а) [ ], и [ ] г) [ ], ( ), и [ ], ( )

б) [ ], ( ), и [ ] д) [ ], ( ), ( )

в) [ ] и [ ], ( )

2. Задание 269 стр. 155

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s