Сложная судьба и взаимоотношения двух народов – кочевников и русских переселенцев в рассказе А.П. Платонова в рассказе «Песчаная учительница»


Западно-Казахстанская область Бокейординский район
ОСШ имени Жангирхана Тусупкалиева Ботакоз Саткангалиевна
учитель русского языка и литературы

Дата: Класс: 11
Тема: Сложная судьба и взаимоотношения двух народов – кочевников и русских переселенцев в рассказе А.П. Платонова в рассказе «Песчаная учительница»
Цель урока: формировать представление учащихся об идейном своеобразии рассказа «Песчаная учительница»; создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа;

— развить навыки анализа текста, развивать художественное мышление, развивать логически связанную речь, формировать читательскую позицию;

— на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.

Ожидаемый результат развитие логического и образного мышления; формирование

диалогических навыков; умение отстаивать свою точку зрения

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы
5 мин. II. Мотивация к изучению нового материала.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Беседа.

Ученики проявляют свои знания по творчеству писателя. учебник

Викторина — проверка знания текста.

1) Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

2) Почему дети в селе не ходили в школу?

3) Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

4) Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

5) Осталась ли она в Хошутове навсегда?

6) Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?

7)Какие проблемы поднимаются в произведении?

(человек и природа, борьба с природной стихией, путь покорения природы.)

Ученики отвечают на вопросы учителя. карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Учитель читает ученикам историческую справку

Изображение пустыни в рассказе. События рассказа происходят в пустыне.

Выступление группа-географа: Найти определение по интернету.(ИКТ)

Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью. В пустыне редко встречается или отсутствует флора, фауна здесь специфическая. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки (Сырдарья, Амударья, Нил). Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо, характеризуются преобладанием в почвенном растворе водно-растворимых солей над органическими веществами. Расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более.

Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.

Выступление группа -лирика:

Какое-то неприятное, даже пожалуй, страшное само слово пустыня. Она не оставляет никакой надежды, решительно объявляя — здесь ничего нет и быть не может. Здесь пустота, пустыня.

А.С.Пушкин писал: «В пустыне чахлой и скупой/ На почве, зноем раскаленной…». На многие сотни километров тянется пустыня, сколько, казалось бы, ни идти, ни ехать, все одна и та же безжизненная земля.

Но для людей, выросших в пустыне или рядом с ней, земля эта действительно величественна и прекрасна, как и всякая земля, по которой ходит человек, на которой он живет.

— Проследите за тем, как автор в рассказе описывает пустыню.

Астраханская пустыня Среднеазиатская пустыня
Волнующаяся от легчайшего ветра

Караваны верблюдов, уходящих в Персию

Загорелые купцы

Песчаная пудра

Пустыня-родина героини

География поэзия

Солнце исходило зноем

Высота жуткого неба

Раскаленные барханы, как пылающие костры

Песчаная буря

Яркий день кажется мрачной ночью

Неухоженные колодцы

— С чьим восприятием тесно связаны картины пустыни в начале рассказа? (Марии Нарышкиной)

— Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде? (в первом случае пустыня показана как часть природы, живущая по своим законам, не всегда понятным и прекрасным, во втором случае пустыня связана с ненужным тяжким трудом людей, сломленных пустыней).

Изображение душевного состояния героини.

— В чем различие между описаниями пустыни? (одна пустыня знакома героине, это ее родина, а другая – чужда и непонятна ей).

Сравним душевное состояние героини в первых главах:

Астраханская пустыня (часть 1) Среднеазиатская пустыня (Часть 2,3)
Ни война, ни революция ее не коснулась; Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство; С восторгом читает книги по географии; Пустыня для нее поэзия; Неясно осознает свое предназначение Тоскливое чувство охватило путешественницу; первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в пустыне; долгие вечера думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание; крепкая, веселая натура Нарышкиной стала теряться и потухать
итог
Оберегалась родителями от невзгод, не готова к настоящей жизни Столкнулась с настоящими трудностями жизни в пустыне

Работа над исследованием гипотезы: в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества.

Задание для 1 группы: Найдите и опишите Хошутово в первые месяцы работы молодой учительницы

Задание для 2 группы: Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы

Представление результатов поиска в виде схемы:

Итог исследования: В начале повествования мы видим героиню и ее окружение отчужденными от настоящей жизни, непонимающими ее. Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли.

Душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.

Игра-дебаты:Можно ли назвать Марию Никифоровну счастливым

человеком?( Работа на постерах)

Группа 1 — « за»

— М.Н. как молодая неопытная женщина могла уехать домой- но долг, ответственность не позволили ей сделать этого. Она видит: дети не ходят в школу, село бедствует. Она вводит в школе новый предмет «песчаное дело». Характер целеустремленный, активная.

Несмотря на то, что труд сельчан уничтожен, зеленые насаждения полностью уничтожены кочевниками, она понимает- безрезультатно жаловаться. Продолжает учить кочевников культуре песков. Остается налаживать жизнь в селе Сафута. Оптимизм характера- «…приеду по лесной дороге».Мы считаем, что учительница счастливая и она нашла свое призвание.

Группа 2 – «против»

-Наша группа считает, что жизнь в пустыне- это ад, там нет жизни , не будет радости. Сельчан ожидают бесконечные муки, ужасы. Весь труд 3 лет пропал даром. Мария похоронит свою молодость среди песков, среди диких кочевников, не обзаведется семьей.

А ведь предназначение женщины- быть женой, матерью.

Самая большая награда, которая ждет ее, памятник – шелюга

Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?

Гипотеза: Если человек отдает всего себя служениюлюдям, его жизнь имеет смысл.Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.

Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как Мария нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.

Душа Мечты Дела
Открытая,

настойчивая,

целеустремлённая , добрая

Выйти замуж,

создать семью,

Научила жителей

бороться с

песками, учила

детей, сажала

деревья,

плела корзины,

мебель.

10 мин. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

— Почему жители села не смогли проявить свою силу в борьбе с пустыней?

— Как можно оценить деятельность героини?

— Могла ли Мария Нарышкина поступить по-другому в ситуации с нападением кочевников?

— Какие мысли вызвал финал рассказа? Прочитайте впечатлившие вас строки.

— В чем смысл служения людям? (Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих).

Словарная работа:

1. Орошать – поливать, пропитывать влагой.

2. Шелюга – виды деревьев и кустарников рода ивовых- тал

3. Смрадные – издающие отвратительный запах.

4. Обглодать – обгрызть, съесть.

5. Вымогла из себя – породила, вырастила.

6. Задернелый – обильный корнями травянистых растений.

Задания: Ответы на вопросы

1. Какая черта личности Марии Нарышкиной является, по вашему мнению, главной?

2. Какие слова, эпизоды ярче других раскрывают понимание Марией смысла жизни?

3. Почему Мария решила что, «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю»? Как вы понимаете следующие слова: «Пустыня – будущий мир…»?

4. Прочитайте диалог Марии с вождем кочевников. Почему Мария «втайне подумала, что вождь умен…»?

5. Какова, по-вашему, главная мысль рассказа «Песчаная учительница»? Определите тему, идейно-художественное содержание рассказа.

Демонстрируют свои знания.
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

стикеры

2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Напишите эссе на тему “Роль учителя на селе”. Записывают в дневниках.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s