Жаңа сабақтар

А.П.Чехов. Творческий путь.«Хамелеон»


Купенова Ботагоз Шертаевна

ГУ «Средняя школа № 44»

г. Астана

Тема А.П.Чехов. Творческий путь.«Хамелеон»
Цели Учащиеся могут:

— определить основную идею, тему произведения;

— создать психологический портрет героев произведения.

Результаты

обучения:

Умеют выделить основные темы в повести.

— Могут дать характеристику героям произведения

— Обретают навыки работы в группе

— Знают основные факты из жизни и творчества писателя

Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Психологический настрой І Вводный тренинг для знакомства. Каждый ученик называет свое имя и одно хорошее качество в характере.

Все готовы к полёту,

В страну белоснежную и очень полезную.

На пути нас ждут большие испытания,

А на финише – победа, радость, знания!

Разделение на группы .

2.Проверка пройденного материала.

1. Работа над эпиграфом к уроку: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли»

— Как вы понимаете эти слова?

— Эти слова принадлежат известному писателю А. П. Чехову.

Что вы знаете о нем?

Актуализация знаний. По методу «Кластер» осуществляет повторение изученного материала.

Составление кластера на тему: Творчество А.П.Чехова

— А.П.Чехов очень тонко чувствует человеческую натуру. Он видит в человеке и хорошее, и плохое.

Вызов 3.Вызов

Стратегия «Корзина идей» ( учащиеся высказывают мысли о том, что они больше всего ценят в человеке?)

4.Просмотр видеоматериала о хамелеонах.

-Назовите характерную особенность этих ящериц.

5. Введение в тему урока.

-Как можно связать хамелеона и урок литературы? При чем тут хамелеон и литература?

-Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)

6.Заполнение таблицы предсказаний (1 часть)

Чтение начала рассказа до слов: «…собаку за задние лапы»

Что произойдет? Что произошло?

— Чтение рассказа (заполнение 2 части таблицы).

— Чьи предсказания сбылись?

Осмысление ІІІ Осмысление

1. Работа с отдельными отрывками из произведения

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета — мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту. В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :«Я покажу вам, как собак распускать!» — «…истребить надо! Немедля!» — и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его в зависимости от чина хозяина собаки.

Задание группам №1 1 группа работает со словарем, определяя значение непонятных слов и словосочетаний (хамелеон,полицейский надзиратель, городовой, конфискованный, протокол, показать Кузькину мать, мировой, намеднись).

2 группа использует стратегию «Событие – детали» по тексту рассказа.

Коллективное обсуждение

-Давайте вспомним, сколько раз меняет свое мнение Очумелов? (6)

За несколько минут Очумелов меняет 6 раз свое мнение, он то хам, то угодник, то полицейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству. (слайд)

Как вы думаете, в чем причина, что он 6 раз меняет свое мнение? (Кто по чину выше, тот и прав)

Задание группам №2

— Составить синквейн к слову «Очумелов».

Коллективная беседа

— Как одним словом можно назвать Очумелова ? (лицемер,подхалим, двуличный человек).

Как его называет Чехов? (хамелеон)

— У этого слова два значения (слайд)

1.Пресмыкающееся теплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде

2.Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии

— Какое значение этого слова раскрывается в этом рассказе? Название «Хамелеон» передает основную мысль рассказа. Мнение Очумелова меняется так быстро и часто в зависимости от обстоятельств, как ящерица хамелеон меняет цвет кожи, соответствуя природным условиям.

В это же время запланирована дифференцированная работа с учащимися ( высокая мотивация)

Работа по карточкам

1 ученик:

Кого еще из героев можно назвать хамелеонами ?— Всех участников на базарной площади: Елдырина, Хрюкина.( все они в состоянии хамелеонства)

— Перечислите героев этого рассказа. О чем «говорят» их фамилии? Фамилии соответствуют характерам, внешности героев Чехов , изображая и высмеивая героев использует прием «Говорящие фамилии»

/Слайд 8Хрюкин – фамилия восходит к прозвищу Хрюка, связанному с названием домашнего животного. Подобное прозвище могло быть дано человеку в связи с некоторыми особенностями его внешности или поведения

Очумелов- от очуметь Очуметь – потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее: одуреть.

2 ученик:

Речевая характеристика героев.

3 ученик:

-Как Очумелов называет собаку. Когда говорит о ней как о бродячей, и как , когда ее называют генеральской?

Физминутка
Прослушивание отрывков из произведения
Закрепление урока

Итог

Стратегия «Горячий стул» (Уучащийся в роли Очумелова, следующий учащийся в роли Хрюкина).
Рефлексия Рефлексия «Чемодан.Мясорубка.Корзина»
Дом задание Дом задание: написать эссе на тему: «Лучшие качества человека»
Оценивание Оценивание наблюдателями на листах взаимооценивания
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s